Главная Родоплеменной состав и происхождение башкир

Родоплеменной состав и происхождение башкир

mukaliНа территории современного Белокатайского района расселены потомки древнейших родоплеменных объединений: бала-катайцев (бала катай), оло-катайцев (оло-катай), айлинцев (айле), дуванцев (дыуан), кошсинцев (кошсо).

Самыми многочисленными по количеству населения и числу населенных пунктов (более половины) являются бала-катайцы. Они расселены достаточно компактно в восточной, предгорной, части района. В наши дни бала-катайские поселения оказались в двух сельсоветах - Белянковском и Утяшевском, разделенных полосой с русским населением (Старобелокатай, Шакарла, Соколки) и райцентром Новобелокатай. В северную группу входят поселения Белянка, Кирикеево, Каипово (Каюпово), Ашаево, Старая Маскара, Новая Маскара.

Самыми старыми являются Белянка и Старая Маскара. Южную группу составляют Нижнеутяшево, Верхнеутяшево, Апутово. По этнографическим данным, южные поселения были основаны позднее, вследствие вытеснения бала-катайцев с их северных вотчинных земель. Часть бала-катайцев тогда же переселилась в село Яныбаево (на западе района).

Восточнее южной группы бала-катайцев, в верховьях Большого Ика, в пограничье с Челябинской областью расположена деревня Юлдашево, по принадлежности оло-катайская. Основная масса многочисленного рода Оло-Катай расселена в Челябинской области.

Южная окраина района - бывшие земли айлинцев. О былой принадлежности к роду Айле помнят старожилы деревни Кадырово. Компактно проживают потомки этого рода в деревнях Ургалинского сельсовета: Апсалямово, Хайбатово. Имеются они в Ургале, особенно в той ее части, которую составила бывшая д. Есаулово.

Башкиры юго-западной части района причисляют себя к дуванцам. Это жители Айгырьяла, Мунасово, Медятово (части Яныбаево). Они сохраняют связи с дуванцами Мечетлинского района: там, на берегах Ая, расположено большинство дуванских поселений.

Деревня Айдакаево (Карлыхановский сельсовет) считает себя кошеинской.

Среди мелких родственных подразделений в ряде дуванских и катайских населенных пунктов (Яныбаево, Мунасово, Верхнеутяшево и др.) встречаются группы калмак. В айлинских деревнях на юге района есть сарты. Следует также отметить, что в северной (белянковской) группе бала -катайцев издавна существуют тесные культурные и родственные связи с башкирами - упейцами соседних территорий Нижнесергинского района Свердловской области и Нязепетровского района Челябинской области.

Приведенные сведения о родоплеменной принадлежности башкир согласуются с документальными источниками.

На карте родовых групп и земельных башкирских дач в книге С.И. Руденко «Башкиры» к Белокатайской и Белянковской земельным дачам (территория бала-катайцев Белокатайского района) подходят владения башкир, входивших в далеком прошлом в Айлинское политическое и хозяйственное объединение: на севере - упейцев, на юге - собственно айлинцев, на юго-западе - дуван-мечетлинцев. С северо-запада проходят полосой, смыкаясь с катайскими, земли Таныпского объединения, в состав которого прежде входили кошсинцы - население Кущинских дач (или волостей); д. Айдакаево - самая восточная из кошсииских деревень. Карта С.И. Руденко была составлена в начале XX в. по данным межевых комиссий (конец XIX в.) и откорректирована в соответствии со списком родов и волостей в «Истории Оренбургской» П.И. Рычкова (XVIII век).

За этими данными и схемой расселения башкир северо-восточного региона стоит многовековая история, связанная с происхождением перечисленных этнических групп, продвижением их на Урал и освоением современной территории.

Как показывают исторические исследования, все названные родоплеменные группы некогда принадлежали к древнейшим племенам тюрко-монгольского круга, выдвинувшимся на историческую арену с продвижением из Центральной Азии на запад - в Среднюю Азию, с последующим выходом в Евразийские степи. Этот путь нашел отражение не только в исторических сказаниях и легендах, но и в этнонимах - сходных родовых наименованиях в составе западных тюрков.

Этнонимы, близкие башкирским родовым и племенным названиям «катай», фиксируются в родоплеменной структуре узбеков, каракалпаков («ктай»), казахов, киргизов («кытай»), ногайцев («кътай»). В памятниках орхонской письменности (в тексте Кюль-Тегина, VIII в. н. э.) «ктаи» значатся данниками Тюркского каганата. На более позднем этапе они отождествляются с «киданями», основавшими в X в. могущественное государство Ляо на севере Китая. После его распада новые правители распространили свое влияние главным образом на Среднюю Азию. Их земли в XII в. простирались до Каспийского моря. Во главе государства Си Ляо (Западного Ляо), как сообщал средневековый историк Рашид ад-дин, стояли гурханы «из народа кара-хитаи» (очевидно, «кара-китаи»). Это государственное образование просуществовало до завоевательных походов Чингизхана.

Авторитетный башкирский историк и этнограф Р.Г. Кузеев полагает, что башкиры-катайцы этнически «восходят к кара-катаям, создавшим в XII в. государство в Туркестане». Продвигая их родственные связи в глубину истории, ученый останавливается на «ктаях» Кюль-Тегина. В доказательство пребывания катайцев на юге Сибири он приводит их предания, в которых Алтай «фигурирует в качестве их древней родины». В Европу катайцы попали в XIII веке перед монгольским нашествием или в составе первой тюрко-монгольской волны.

Дуванцы и кошсинцы, расселенные в Белокатайском районе по соседству с катайцами, обнаруживают много общего в ключевых моментах истории.

Родственные группы или племена со сходными названиями имелись у казахов («джуван», «кушчи»), киргизов («дубан», «кушчу»), узбеков («дуван», «кушчи»), туркмен («кушчи»), кара-ногаев («къушсы»). Свою древнюю историю башкирские дуванцы и кошсинцы, как и катайцы, начинают с Алтая. Согласно сведениям Иакинфа Бичурина, в VI - VII веках древнетюркское племя «кушчу» составляло население Западнотюркского каганата; позже оно участвовало в походах в Среднюю Азию. По некоторым данным, кошсинцы (кушчу, кошсо) в начале II тысячелетия попали в зависимость к племени дурбанов (дуванов). Известно по средневековым источникам, что «кушчу» во время монгольских завоевательных походов на запад участвовали в войсках Батыя.

Если по поводу тюркской принадлежности древних «кушчу» у ученых сомнений не возникает, то генеалогия «дурбанов» вызывает разные суждения. Сходство этнонима дурбэн, упомянутого Рашид ад-дином, с монгольским «дербен» родило монгольскую версию происхождения племени. Однако активная роль этого этнического компонента в формировании многих тюркских народов, генетическая близость башкирских дуванцев с кошсинцами и табынцами побуждают отказаться от подобного, слитком прямолинейного, вывода. Вместе с тем нельзя не учитывать сложность процессов этногенеза любого народа, в том числе башкир. В любом племени можно обнаружить осколки других родов и племен. Так, в составе дуванцев и катайцев оказались калмаки. Р.Г. Кузеев, причисляя дуванцев к «древней тюрко-монгольской среде Алтая и Монголии», завершающим этапом их этнического формирования считает «длительное пребывание в присырдарьинских степях и Приуралье».

С монгольской экспансией связывается появление части дуванцев и кошсинцев в приволжских степях. Дальнейший путь бала-катайцев, оло-катайцев, дуванцев и кошсинцев на Средний Урал лежал через Бугульминско-Белебеевскую возвышенность и Прикамье. Топонимы Западного Башкортостана и родовые предания не оставляют сомнений, что эти родоплеменные группы какое-то время провели в междуречье Ика (притока Камы) и нижней Белой. Одной из реальных дорог в сторону Уральских гор была долина Быстрого Таныпа. Видимо, ею шли дуванцы и кошсинцы. Катайцы были объединением более многочисленным и сложным. Их двухколенная структура (бала-катайцы и оло-катайцы), по легенде, объяснялась происхождением от двух родных братьев. Их приуральская история представляется следующим образом. Поднявшись на север, они достигли Сылвы и верховьев Чусовой и какое-то время осваивали эти земли. В XVI в., с началом русских завоевательных походов в пермские земли, катайцы перешли в верховья р. Уфы, часть их вышла в Зауралье. Переток населения из Приуралья в Зауралье продолжался и в дальнейшем. В Реестре башкирских волостей, составленном в Уфимской провинциальной канцелярии в 1730 г., Бала-Катайская волость расположена на территории Сибирской дороги «по обе стороны Уралу». Близость катайцев Белокатайского района и катайцев Кунашакского и Аргаяшского районов Челябинской области признается обоюдно; помнят о своих сородичах и башкиры Курганской области. В разговорах о былых родственных связях чаще других упоминают село Белянка на северо-востоке Башкортостана.

Ярка и насыщенна древняя история айлинцев. Как большинство башкирских племен, своей колыбелью айлинцы называют Алтай и Центральную Азию. Однако у собственно айлинских родов и оказавшихся в их составе сартов среднеазиатский период проявляется вполне реально: называются места прежнего обитания (долина Сыр-Дарьи, Башкуртские горы недалеко от Бухары). Родовые группы с названиями «айле», «айы» имелись у других тюрков на территории Средней Азии; их происхождение исследователи связывают больше с огузами. На Урал айлинцы мигрировали раньше катайцев. Их путь, как предполагает Р.Г.Кузеев, пролегал по р. Урал (Яик) к её истокам.

В бассейн Ая они продвинулись в XV веке, теснимые с юга табынцами. Часть айлинцев тогда же и позже (уже с Ая) начала переходить в Зауралье. Зауральские (аргаяшские) айлинцы землю в районе Ургалы называют своей вотчиной.

Из атрибутов родоплеменной принадлежности вплоть до коллективизации практическую значимость сохраняли знаковые обозначения прав на собственность - тамги (тамга). Каждый аймак (группа родственных семей в поселении) имел тамгу, разработанную на основе общей родовой тамги.

Основные родовые тамги:

Оло - Катай Основные родовые тамги

дага - подкова
ай балга - топорик

Бала - Катай Основные родовые тамги дага - подкова
тырма - грабли
Айле, сарт - айле Основные родовые тамги ай-тамга - луна
сумес - ковш
Дуван Основные родовые тамги kанkа - ворота
Кошсо Основные родовые тамги kуян - заяц
 

География, природа, этнография, история

Кто он-лайн

Сейчас 1043 гостей онлайн