Главная Традиционный костюм русских

Традиционный костюм русских

Традиционный костюм русскихНародная одежда в этнографии признается консервативной частью традиционной культуры. Покрои, способы украшения, виды одежды в быту народа сохраняются столетиями. В то же время в народном костюме, как и в других культурных сферах, запечатлеваются наиболее значимые моменты этнической истории.

По составу, характеру предметов, наиболее ярким признакам (покрою, декору) старинная одежда русского населения Белокатайского района относится к северно-великорусскому комплексу, составляя его се­веро-восточный вариант, сформировавшийся, как считают исследователи славянской куль­туры, к XVII веку. К тому времени, когда первые русские семьи продвинулись с более северных территорий в верховья р. Уфы и в бассейн Ая, этот костюм существовал как глубоко традиционный на всем Среднем Урале. Мы имеем возможность его восстано­вить по историческим источникам и краеведческим материалам.

Еще в XIX веке, тем более — в далеком прошлом, большая часть одежды (в первую очередь исподняя и горничная) изготавливалась из домотканины. На горизонтальном ткацком станке {кросна), с бердом, ремизками и подножками, ткали крапивные и льняные холсты, хлопчатобумажные полотно, пестрядь, многоремизную «клетчатину», полусукно и сукно. Светлые холсты отдавали в частные синильные мастерские в покраску; иногда красили, применяя растения и кору деревьев, в домашних условиях. Профессиональные красильщики выполняли на тканях узоры с помощью набойных досок.

Уже в XVIII веке в состоятельных семьях праздничная одежда шилась из привозных шелковых и шерстяных тканей: атласа, тафты, камки, муара, тонкого европейского сукна. Тогда же и особенно в XIX веке широким спором пользовались хлопчатобумажные кустарные и фабричные материалы: кумачи, ситцы, зендени, сарпинки, батисты и др. Их покупали в уральских городах и на ярмарках.

Одежду в народе называли «оболочкой». Основа мужской «оболочки» состояла из рубах и портов. Во второй половине XIX и в начале XX вв. носили рубахи-косоворотки с левосторонним нагрудным разрезом и воротником-стоечкой. Их шили из льняной самотканой пестряди, выбойки, праздничные — из кашемира. Рукав был без ластовиц, заужен к низу или на манжетах. Подпоясывали рубаху узким плетеным или шелковым пояском, завязывая его на левом боку. Мужские штаны (порты) со вставным треугольным клином шили из грубого сермяжного сукна, однотонного или полосатого холста. Холщовые в зимнее время носили как подштанники.

Женский старинный комплекс характеризовался сочетанием в костюме длинной рубахи и сарафана. Сарафан был верхней одеждой, и его, в зависимости от назначения (летний или зимний, будничный или праздничный), шили из разных материалов: крашеной домотканины, китайки, атласа, тафты, кашемира, сукна. Предпочитали ткани синего или вишневого цвета. Украшением сарафана служила цветная продольная (по переднему шву) полоса из атласа или лент и позумента с блестящими оловянными или серебряными пуговицами, имитирующими застежку. В подвенечный костюм входил белый прямой, присобранный на груди сарафан, украшенный защипами и кружевом по подолу. Девушки носили «кумапшики» - сарафаны из кумача, ситца.

На рубахи чаще шло домотканое полотно. Рубаху называли «становиной», особо выделяли ее верхнюю часть — «рукава». Она имела характерный покрой с плечевыми прямоугольными вставками — «поликами», которые кроились с большим запасом и собирались вокруг ворота, как и среднее полотнище, в густую сборку. Обшивка ворота со временем превратилась в узкий воротничок. В праздничных рубахах «рукава» делали из нарядных фабричных тканей, низ же рубахи под сарафаном еще долго оставался домотканым. В подвенечной белой рубахе из тонкого льняного полотна соединение поликов со станиной оконтуривали красным тканым или вышитым узором. В семьях русских староверов сохранялся покрой рубах более древний — туникообразный, со станиной из одного среднего полотнища, без швов на плечах. Рубахи носили с косоклинными синими или черными сарафанами (дубас).

Женскую одежду, как и мужскую, обязательно подпоясывали. Пояс, как и нательный крест, являлись символом христианской веры, оберегали от всякого зла и темных сил.

В будничный и праздничный женский костюм входил фартук (запон). Праздничные передники молодых женщин украшались тесьмой, вышивкой, кружевом. Сохранились старинные фартуки с браным узором. Будничные фартуки шили из домашнего холста, ситца.

Богатые женщины на сарафан надевали короткую распашную одежду без рукавов — душегрею.  В далеком прошлом она дополняла наряд с кокошником. Ее шили из дорогих тканей, утепляли подкладом, иногда отделывали мехом. В русском быту второй половины XIX и начала XX вв. она осталась как теплая одежда на простеганной подкладке.

Традиционный костюм русскихУже в XIX веке под влиянием горнозаводского населения сельчанки начали носить юбки и кофты, их называли «парочкой». В этот костюм вписался фартук. Сборчатые юбки или узкие юбки с косой нижней оборкой надевали на холщовые рубахи, которые воспринимались теперь как нижняя одежда.

В конце XIX века в русских селах существовали мастерские по обработке кож, овчин, работали скорняки, портные, сапожники, пимокаты. Многие виды верхней одежды заказывали мастерам, некоторые шили сами.

Из овчин шили мужские и женские шубы, тулупы, полушубки. Их часто крыли крашениной или китайкой. В конце XIX — начале XX вв. для покрытия шуб часто употребляли синюю домотканину, в связи с этим меховую одежду называли «синюхой». Женские    шубы    опушали    куничьим,

беличьим, лисьим, заячьим мехом. Иногда из беличьих и заячьих шкурок шили короткие приталенные шубки. Ценились шубы из мерлушки или с мерлушчатым воротником. Своеобразной зимней одеждой являлась меховая доха (яга, ега) из собачьих или лисьих шкур, мехом наружу.

Самой распространенной одеждой осенью и зимой был небольшого объема, слегка зауженный в талии попыток (на фото — слева), сшитый из домотканого сукна. Его носили в качестве рабочей и повседневной одежды мужчины и женщины, подпоясывая самотканым или вязаным шерстяным кушаком (опояской). Предприниматели и купцы одевались в кафтаны из сукна или других плотных покупных материалов; их иногда носили с поддевкой.

Мужскими головными уборами были шапки, малахаи, картузы. Шапки крыли сукном, плисом, они имели широкую или узкую бобровую, купичью, беличью опушку. Малахаи из лисьего меха напоминали башкирские колаксын. Близки к ним по форме (но без наспинной части) овчинные треухи. В XX в. стали носить низкие фуражки («курашка»). «Курашка набекрень» - так характеризовался в песнях облик бравого парня на вечорках. Разнообразны женские головные уборы. Девушки заплетали одну косу с лентой и носили открытые уборы типа венка или повязки. Иногда использовался сложенный в полосу платок, его концы завязывались на затылке. «Венок» мог быть из твердой полосы ткани с позументом или с узором, выполненным мишурой и блестками. Женщины заплетали волосы в две косы, укладывая их на голове. Сверху надевали плотный головной убор вроде чепца и покрывались платком. Легкий ситцевый платок складывали вдвое на угол и завязывали концы под подбородком. Староверы накладывали платок по кромке и скалывали булавкой. Полушалки и шали закрепляли на голове одним концом или носили внакидку.   Зимой укрывались суконными пледами.

В памяти людей старшего поколения сохранился старинный головной убор, дополнивший сарафанный комплекс — высокий кокошник с нарядным обличьем с тремя выступами — наверху, в центре и у плеч. Эта часть кокошника, в виде обрамлявшего лицо плоского полудиска, обтягивалась бархатом, парчой, кумачом, украшалась золотым шитьем, бусами, жемчужной пронизью. Очелье соединялось с шапочкой — волосником.

В русском костюме при обилии лент, позументов, кружев, вышитых узоров, блестящих пуговиц было мало самостоятельных костюмных украшений. Обычно это медные или серебряные цепочки (гойтан) с крестиком, различные бусы, булавки и броши для застегивания ворота. Из ювелирных украшений носили серьги, кольца (в том числе брачные), перстни.

Обувь была сходной у мужчин и женщин, за некоторым исключением. Рабочей обувью были берестяные и лыковые лапти и грубые «коты». Те и другие носили с белыми онучами. Для тепла к плетеной и низкой кожаной обуви пришивали небольшой верх из сукна или грубого холста, стягивающийся вокруг ступни шнурком. Для зимы использовали «бахилы» с голенищами до колен и валенки («катанки»). Праздничной обувью были сапоги крестьянские и хромовые (у мужчин), башмаки и ботинки (у женщин). Обувь надевали на хлопчатобумажные или суконные (сермяжные) чулки. Существовали также вязаные паголенки без ступни (паголёшки), их носили с низкой обувью. Со второй половины XIX в. все больше в селах распространялась фабричная обувь.

Уже в первые десятилетия XX века многие яркие и самобытные проявления национальной культуры были утрачены. К настоящему времени почти не осталось людей, носивших или хотя бы видевших в детстве национальную одежду. Между тем тяга молодого поколения к своей истории велика. Настоящий исторический костюм, в том или ином художественно-декоративном варианте, время от времени возрождается для сцены в качестве фольклорного.

 

География, природа, этнография, история

Кто он-лайн

Сейчас 853 гостей онлайн