Главная Традиционный башкирский костюм

Традиционный башкирский костюм

Традиционная одежда башкир Белокатайского района по своему характеру и набору украшений относится к северо-восточному костюмному комплексу. В ней много общего с одеждой населения Мечетлинского, Кигинского, Салаватского, Дуванского районов и сопредельных приуральских территорий Свердловской и Челябинской областей. Одновременно обнаруживается сходство с костюмом башкир Зауралья.

Местное своеобразие национального костюма, раскрывающееся при изучении материальной культуры белокатайских башкир, формировалось в течение многих десятилетий. На состав, покрой и декор одежды оказывали влияние относительно ранний переход бывших кочевников к полной оседлости и тесное общение в течение более двух столетий с русскими (на Большом Ике) и татарами (в верховье р. Уфы).

Традиционный башкирский костюмВ XX веке ткацкое ремесло в башкирских аулах развивалось в двух направлениях. Из овечьей шерсти изготавливали сукно (тула); оно шло на пошив теплой одежды, головных уборов, обуви. Из конопляной и льняной пряжи, позже из хлопчатобумажных ниток {киже) ткали клетчатые, полосатые и белые холсты (киндер).

Белую домотканину для одежды часто окрашивали в синий, зеленый, красный, оранжевый цвет. Башкирские мастерицы в совершенстве владели производством тканей в технике браного и выборного тканья. Узорные холсты шли на праздничную одежду.

Из домотканины шили платья, мужские рубахи, фартуки, штаны.

Пожилые женщины в беседах с этнографами в 1950-60-е годы вспоминали, как в юности носили платья из клетчатой или полосатой ткани с мелким браным узором (суптэрле кулмж). Особенно был популярен орнамент из пяти квадратиков, выполненный с помощью пяти палочек-бральниц (биш шэбе). Платья шили из цельного полотнища (токон кулмек), без швов в плечах, с боковыми расширяющими подол клиньями, широким рукавом и ластовицей (кэштек). Открытый нагрудный разрез обшивался полосками ситца или лентами (изеу). Выше талии пришивалась широкая оборка (оско итэк) - «верхний подол».

В платьях из фабричной ткани появился отрезной подол чуть ниже талии и широкая нижняя оборка - продолжение подола (балйтэк). С платьями из однотонной покупной ткани связано развитие вышивки. Встречались платья с домотканым верхом и юбкой из сатина или ситца, украшенной гирляндой тамбурного растительного узо­ра по низу или над нижней оборкой. Традиционный башкирский костюмС исчезновением до­мотканины вышивка в одежде стала преобладать. У пожи­лых она занимала скромное место: полосой вышивки украшалось платье по подолу. У молодых вышитый орна­мент располагался на рукавах и на оборках, нашитых на юбку в три-четыре ряда. Пожилые на платье надевали украшенную позументом безрукавку (укалы кэмзул), молодые - фартук (алъяпкыс, запун).

Фартук вошел в женский костюм как рабочая одежда, поначалу его шили из домотканины. Он имел небольшую грудку на лямках и вшивной пояс. В XX веке его шили из сатина с грудкой и спинкой, на широких бретелях, иногда с пелериной. Темная или цветная (зеленая, синяя, оранжевая, красная) ткань покрывалась плотным многоцветным узором.

Вышитое платье с вышитым фартуком к середине XX века стали привлекательным свадебным и праздничным нарядом молодых башкирок по всей территории Белокатайского района. Особенно роскошными были костюмы жителей Белянки и окрестных деревень. В 50-е годы XX в. здесь в некоторых семьях можно было увидеть по несколько вышитых комплектов, непохожих по орнаменту, расцветке, фасону.

Примерно по тому же пути шло развитие мужской Одежды. Лет 50 назад старожилы помнили мужские рубахи из холста с вытканными узорами на широком воротнике, с нагрудным разрезом, скрепленным шнурком (бау). Позже рубахи стали шить из хлопчатобумажных тканей, со стоячим воротником и нагрудной планкой. Их вышивали счетной гладью или тамбуром. До середины XX века сохранялся обычай дарить жениху вместе с вышитой рубахой домотканые полосатые штаны с браным узором (кейеу ыштан) и тканый пояс (билмау). Их должна была подготовить к свадьбе девушка-невеста.

Традиционный башкирский костюмЯркая вспышка вышивального искусства охватила два-три послевоенных десятилетия. Сейчас эти наряды, сбереженные в некоторых семьях, служат напоминанием о молодости поколения, рожденного в 30-е годы. Иногда их используют как фольклорные костюмы. Однако, как сказано выше, яркое многоцветье пришло на смену неброскому, но стилистически выдержанному костюму конца XIX - начала XX веков, в составе которого заметное место занимала нарядная домотканая одежда.

Особый колорит башкирскому костюму в недалеком прошлом придавала верхняя одежда, головные уборы, украшения.

Мужчины на рубаху надевали камзол, безрукавный (молодые) или с рукавом до локтя (пожилые). В районе дд. Есаулово - Хайбатово носили казакин (кэзекэй) - короткий кафтан с глухим воротом, еще долго остававшийся в быту после службы в войсках в период кантонной системы управления краем. Его надевали с темными брюками национального покроя (салбар) из плотной ткани или сукна.

Универсальной мужской и женской верхней одеждой являлся приталенный темный бешмет (бишмэт) на подкладке. Праздничные бешметы шили из бархата. Украшением мужских бешметов были блестящие пуговицы, женских - позумент, пришитый по краю и на талии. Казакин и бешмет мужчины подпоясывали длинным (до 3 м) мягким Кушаком из красного миткаля, оборачивая торс дважды и оставляя концы висящими спереди.

У некоторых были плоские пояса с позументом и пряжкой (ука билмау).

Престижной мужской одеждой считался длинный и просторный елян (жилэн). В старину богатые женихи надевали три верхние одежды одновременно: камзол, бешмет и елян, подпоясывая бешмет и оставляя свободными полы еляна. Духовенство одевалось в среднеазиатские чапаны (сапан) из адраса или ханатласа, с серебряными крючками и застежкой из янтаря. Преимущественно мужской считалась суконная одежда сэкмэн. Темные чекмени служили повседневной сезонной одеждой, белые (ак сэкмэн) ценились как праздничные.

В некоторых деревнях на западе района (Яныбаево, Айдакаево) в качестве рабочей использовали холщовые кафтаны (сыва).

Зимой носили крытые и нагольные шубы (тышты тун), тулупы. В богатых семьях были лисьи шубы (толко тун), поярковые (бэрэнкап тун), крытые адрасом, парчой. Среди пожилых женщин ценились шубы из лисьих лап, отороченные куницей, выдрой (/сама тун). Зимой женской одеждой служили также стеганые бешметы (копо, пырылган бишмэт).

Традиционный башкирский костюмЧасто шубы, тулупы, тонкие и теплые бешметы шили разъезжающие по аулам казанские портные и скорняки.

Основными головными уборами у мужчин были тюбетейка (тубэтэй) и шапка (бурек). Молодые мужчины носили тюбетейки из красного, зеленого, синего бархата, украшенные вышивкой, позументом, стеклярусом, блестками. Шапки в этих краях отличались разнообразием: были бархатные на стеганой основе с узкой меховой оторочкой (кырпыулы бурек), с широким околышем из низковорсного меха (кама бурек и др.), шапки-папахи из шкурок ягнят (тугэрж бурек), лисьи и заячьи шапки с козырьком и ушами (колак сынды бурек). В северных аулах летом носили катаные шляпы (эшлэпэ).

В женских головных уборах проявлялась возрастная градация. Традиционным убором молодых замужних женщин считался кушъяулык - двойной платок-покрывало с подбородником (кагалдырык - по всему району; йэксэн - в д. Хайбатово), с пришитыми в ряд монетами. Его носили с плоским колпачком (калпак), украшенным спереди по околышу монетками, бисером, жемчугом. В д. Хайбатово, где прослеживалось в костюме много общего с Зауральем, под покрывало, закрывая лоб, повязывали сложенный косынкой квадрат ткани (баш бэйзэмес). Раньше кушъяулык носили до 40-50 лет, снашивая не одно покрывало. К середине XX века этот срок сократился до одного-двух лет. Повседневным распространенным убором стали маленькие платки (яулык). Пожилые женщины покрывали голову различными платками и шалями. Для тепла под шаль надевали невысокие мягкие шапочки из бархата (тубэтэй) или стеганые (тупый). У богатых женщин были меховые шапки (кама бурек) с широким околышем или с отворотом и позументом на плоской тулье. Украшением в комплексе головных уборов пожилых женщин была налобная повязка с позументом и серебряной бахромой (кашука). Иногда позумент и несколько монет нашивали на налобную часть шапки тупый. Сохранились воспоминания о существовании в старину белого полотняного убора тастар; его повязывали на голову очень старые религиозные женщины.

В старину башкирский костюм изобиловал серебряными украшениями. Девушки и молодые женщины на праздничное платье надевали большой трапециевидный нагрудник муйса, зашитый чешуеобразно монетами, обрамленный разноцветными перламутровыми пуговицами. На юге (дер. Хайбатово и др.) носили похожий на зауральский нагрудник яга с коралловой бахромой по низу. Украшением пожилых женщин была перевязь эмэйзек (или хэситэ) в виде полосы ткани с нашитыми серебряными украшениями; ее повязывали через левое плечо под правую руку. Распространенным украшением было ожерелье (сылбыр) из трех рядов медальонов на цепочках. У многих женщин были бусы из янтаря (гэрэбэ, сынгытай), мелких бусин или кораллов (сынмэрйен). Старинными считались серьги с длинными подвесками (кырга). В косы вплетали тесьму (сэс урмес) с ювелирными подвесками или монетами (сэс тэцкэке, ботондок). На руках носили узкие и широкие браслеты (белезек), кольца (балдак), перстни (йозок). У молодежи были любимы браслеты и кольца с прикрепленными монетами. Ценились серебряные украшения со вставками сердолика и бирюзы.

Праздничной обувью взрослых мужчин и женщин из богатых семей были кожаные сапоги (кун шпек), в том числе на высоких подборах (уксэле итек). Молодые женщины и девушки надевали с узорными вязаными чулками (йон ойок) глубокие кожаные башмаки с подковками (кыска ката). У пожилых мужчин и женщин имелись мягкие сапожки (ситек). При выходе из дома на них надевали кожаные среднеазиатские калоши (кэуеш). В зимнее время в северной части района для выезда в поле или в лес надевали на суконные чулки (тула ойок) самодельную обувь (кынйырак) из лошадиной или коровьей шкуры мехом наружу, с невысокими оборами на вздержке. У охотников были меховые бахилы (бахала) с мягкими голенищами до колен. Сезонной обувью служили также ката с невысоким суконным верхом (бышымды ката). Летом на сенокос и полевые работы надевали берестяные лапти (сабата). Позже, уже в XX веке, появились мелкие и глубокие резиновые галоши.

На юге района пожилые мужчины и женщины носили сарыки. В костюм невесты входила нарядная обувь ката с белыми суконными голенищами, украшенными на заднике полукруглым узором из красного сукна. В XX в. стали пользоваться спросом в качестве зимней обуви валенки. Пимокаты их украшали по краю цветным сукном.

Можно заметить, что в башкирском костюме района наблюдались некоторые различия между севером и югом. На севере в большей степени в одежде проявлялась однотипность с нижнеайскими и красноуфимскими башкирами, на юге - с восточнозауральскими. Видимо, определенную роль сыграло пребывание северного и южного населения в составе разных губерний.

К настоящему времени северо-восточный исторический костюм стал

достоянием истории. Отдельные, позднего изготовления, вещи из Белокатайского района можно увидеть в башкирских аулах. Немало их собрано в фондах музеев: Российского этнографического музея в г. Санкт-Петербурге, Национального музея Республики Башкортостан, Музея археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук, Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова и др.

 

Комментарии 

 
+2 # DANIL.N 21.10.2011 21:34
Бабушки, которые представляют башкирские костюмы из дер. Хайбатово. Они молодцы.Горжусь ими
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Флюра 16.07.2012 16:04
Эти бабушки из Белянки, среди них моя бабушка Калимуллина Гафия (третья слева).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Загид 31.10.2012 12:06
Остальные бабушки откуда не знаети ли?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

География, природа, этнография, история

Кто он-лайн

Сейчас 490 гостей онлайн