Главная Этапы механизации: МТС-«Сельхозтехника»-РТП

Этапы механизации: МТС-«Сельхозтехника»-РТП

Индекс материала
Этапы механизации: МТС-«Сельхозтехника»-РТП
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

Включительно по первые десятилетия XX века в сельском хозяйстве абсолютно преобладающим было использование ручного труда. Первые изменения в этой области связаны с созданием Крестьянского поземельного кредитного банка Ногушинской общины, продававшего крестьянам, в том числе и в кредит, сельхозмашины: конные плуги, косилки, молотилки, веялки. В 1908 году в Шакарле организован прокатный пункт, где можно было за плату взять во временное пользование машины и орудия.

Кредитный банк прекратил деятельность в 1918 году. История прокатного пункта в Шакарле имеет свое продолжение. На собрании граждан Шакарлинского общества 7 декабря 1924 года речь идет о том, что весной 1923 года пункт с имеющимися при нем машинами ликвидирован неизвестно по каким причинам. Собрание ходатайствует о возвращении машин в с. Шакарлу для обслуживания населения с передачей их в местный комитет взаимопомощи для объединения беднейшего населения в коллективные ряды.

Оказывается, поскольку в Шакарле к прокатному инвентарю относились плохо, небрежно, недобросовестно, избегали арендной платы, машины и орудия были переданы под опеку и надзор колхоза «Красная Нива», куда, как объяснил на 2-м волостном съезде Новобелокатайской волости (декабрь 1924 года) волостной агроном Н.П. Дьяконов, «могут обращаться шакарляне, тем более, что от них этот коллектив отстоит всего в 7 верстах».

Поселок Красная Нива в 1926 году состоял из 4 дворов с населением в 28 человек, входил в Утяшевский сельсовет. В 1930-е годы о нем уже нет никаких упоминаний...

В 1920-е годы создавались многочисленные машинные товарищества, продававшие крестьянам различный сельскохозяйственный инвентарь и машины. Так, Ногушинское товарищество, размещавшееся в здании бывшей волостной управы, торговало жнейками, косилками, молотилками, веялками, плугами, железными боронами зиг-заг, конными сеялками. Во дворе, где проходила торговля машинами, находилась механическая зерносушилка, а на берегу Большой Ногушки — молотилка, проводимая в действие двигателем внутреннего сгорания.

Подобные товарищества были в Новобелокатае (на бывшей усадьбе купца Абаимова), в других селах.

Новый этап механизации сельского хозяйства начался в 1930-е годы с созданием машинно-сенокосных и машинно-тракторных станций.

В 1932 году Белокатайская машинно-сенокосная станция (МСС) имела 125 сенокосилок, 130 граблей, район ее деятельности — Карантрав, Ургала, Матвеевка, Сосновка, Казанка и другие населенные пункты.

В 1932 году образована Емашинская машинно-тракторная станция (МТС). В зону ее обслуживания входили колхозы и коммуны «Труд», «Пахарь», «Красный партизан», «Яш Батыр», «Искуш», «Единение», «Восход», «Липов Лог», «Партизан». Функции МТС: «обеспечение техникой, ремонт техники и другие работы в деле сельскохозяйственного производства».

В 1934 году создана Белокатайская МТС для «обслуживания колхозов по сельскохозяйственному производству». В 1935 и последующие годы вела работы в колхозах «Красный плуг», «Пахарь», «Завет Ильича», «Заря», «Красный Октябрь», «Красный Урал», им. Тагирова, «Янги Юл», «Салават», «Борец», «Трудовик», «Сосновка».


С созданием МТС значительно повысилась степень механизации сельскохозяйственных работ, прежде всего в полеводстве. До 1933 года свои трактора имели только коммуны «Восход» — 2 и «Единение» — 1 (на снимке — трактор коммуны «Единение», 1926, за рулем Е.Ф. Кутышев). В 1938 году Емашинская МТС имела уже 43 трактора, 18 комбайнов, 6 грузовых автомашин, Белокатайская МТС — 41 трактор, 6 комбайнов, 5 грузовых автомашин и одну легковую (одну из первых в районе). МТС обслуживали 40 из 51 созданного к тому времени колхозов.

СельхозтехникаПолитотдел Емашинской МТС издавал многотиражную газету «За большевистские колхозы» (выходила в 1934-35 годах раз в шестидневку тиражом 800 экземпляров).

Первоначально станции, имея малое количество техники, выполняли только часть полевых работ. Так, задание 1935 года по вспашке зяби предусматривало вспахать лошадьми 6060 гектаров и только 2516 — тракторами. Обмолачивалось комбайнами около половины всех хлебов.

В 1934 году комбайнеры Емашинской МТС С.М.Морозов и И.Ф. Редреев на сцепе 2-х комбайнов «Сталинец-1» убрали за сезон зерновые на 1842 гектарах.

8 сентября 1935 года районная газета сообщала: «Лучший комбайнер Белокатайской МТС Холкин 6 сентября выполнил правительственное задание уборки комбайном, убрал 172 гектара, довел дневную норму до 16,5 гектара. Сейчас борется за 300 гектаров уборки». В 1938 году комбайнер Х.Ш. Шакиров, работавший в Белянковской зоне, убрал зерновые на 802 гектарах.

В 1937 году планировалось создание Карантравской МТС, усадьба которой должна была находиться в колхозе «Борец», а в зону обслуживания — входить 11 колхозов, и Ново-Маскаринской МТС (зона обслуживания — тоже 11 колхозов). За счет этого предполагалось обеспечить полный охват хозяйств техобслуживанием МТС. Но этот план не был осуществлен.

В 1940 году впервые проводились при МТС курсы трактористок, затем начали создаваться женские тракторные бригады.

В 1940 году 21 тракторная бригада Белокатайской МТС обслуживала 23 колхоза. Были убраны зерновые на 9602 гектарах. Выработка на комбайн «Ростсельмаш» доходила до 423 гектаров за сезон при норме 350.

В 1941-1942 годах на фронт из Белокатайской МТС отправлено 11 тракторов, 7 грузовых автомашин. Оставшейся техникой в основном управляли женщины и девушки. Уже в июле 1941 года ставится задача на курсах МТС за полмесяца обучить 293 трактористки, за месяц — 142 комбайнерки и помкомбайнерки.


В 1930-50-е годы МТС не только выполняли механизированные работы в колхозах и ремонт техники, но и вели работу по обучению колхозников. Проводились курсы учетчиков, трактористов, бригадиров полеводческих и кормодобывающих бригад, яровизаторов и протравливателей семян, сушильщиков зерна.

Курсанты Емашинской МТС

В 1949 году в зону деятельности Белокатайской МТС включаются колхозы «Беренче май», «Кызыл партизан», «20 лет Октября», «Урал», «Новая жизнь» и выделяются 4 колхоза Тардавского сельского Совета в ведение Емашинской МТС. С этого года МТС обслуживали все колхозы района. Постепенно преодолевались последствия войны. Так, Емашинская МТС не получала новых |тракторов с 1939 по 48 годы. К этому времени из 42-х тракторов 13 — маломощные газогенераторные. Суммарная мощность техники в обеих МТС значительно сократилась по сравнению с довоенным уровнем. Но уже в 1950 году МТС имеют 135 тракторов, 64 комбайна, 14 автомашин — значительно больше, чем было до войны.

На МТС лежала особая ответственность за проведение всего цикла полевых работ. Так, в 1954 году комбайнеры Емашинской станции должны были убрать 23800 гектаров зерновых из 24000 по зоне. Принятыми обязательствами предусматривалась работа каждого комбайна в течение 20 часов в сутки. Дневная выработка должна составить: на комбайнах «С-1» и «С-6» — 25-30 гектаров, на комбайнах «Коммунар» и «С-4» — 20-25 гектаров. 24-25 августа И. Любимцев на «С-6» убрал хлеба на 70 гектарах — по 35 в день при норме 12, в другие дни он проводил обмолот на 22 гектарах.

Ежегодно поступала новая техника. В 1955 году Белокатайская МТС получила 12 тракторов, в том числе корчеватель и кусторез. Впервые получены кукурузосеялки, картофелесажалки, картофелекомбайны. На 6 машин увеличился автопарк. Для тракторных бригад приобретены 9 «прекрасно оборудованных», по выражению районной газеты, вагончиков.

В 1956 году МТС имеют 118 комбайнов, через год - уже 140. Число тракторов увеличивается до 167.

В 1957 году Белокатайская МТС оборудовала 2 электростригальных агрегата для стрижки овец, стригалями работали курсанты Емашинского училища механизации.

В 1949-51 годах награждены:

Орденами Трудового Красного Знамени - комбайнеры С.И. Житников, С.А. Корлыханов, помощник комбайнера К.П. Патракова (Емашинская МТС)

Орденами «Знак Почета» - комбайнер Белокатайской МТС П.С. Носков, директор Белокатайской МТС В.И. Холкин

Медалями «За трудовую доблесть» - комбайнеры Емашинской МТС И.И. Кетов, В.В. Топычкаиов, П.М. Цыпышев, бухгалтер Белокатайской МТС И.Д. Потеряев

Медалью «За трудовое отличие» — помощник комбайнера М.И. Кетова, комбайнер К.М. Корлыханов, помощник комбайнера В.В.Кучин (Емашинская МТС)

За заслуги в освоении целинных и залежных земель, успешное проведение уборки урожая и хлебозаготовок в 1956 году

Награждены работники МТС:

Орденами Трудового Красного Знамени - комбайнер Е.С. Носков, тракторист А.И.Ожегов, бригадир тракторной бригады К.М. Сатыбалдин;

Орденами «Знак Почета» - бригадиры тракторных бригад Е.В. Брязгин, С.В. Будаков, агроном И.М. Новичков, директор Емашинской МТС И.П. Пысин трактористы С.С. Потеряев, З.Ф. Худайбердин, Г.П. Черепанов;

Медалью «За трудовую доблесть» - главный агроном Белокатайской МТС И.А. Чебыкин;

Медалями «За трудовое отличие» - бригадиры тракторных бригад З.Ф. Абдуллин, Н.К. Патраков, комбайнеры И.И. Бунаков, А.П.Деревянных, трактористы А.И. Меньшиков, К.С. Сафиуллин.


В 1958 году Емашинская и Белокатайская МТС реорганизованы в ремонтно-технические станции (РТС). Трактора, комбайны и другая техника были проданы колхозам. В 1961 году на базе двух РТС создается районное объединение «Сельхозтехника».

Основной задачей стало проведение ремонта тракторов, комбайнов, автомашин, механизации животноводческих ферм. Так, в 1964 году бригады по механизации трудоемких процессов в животноводстве работали в колхозах им. Чапаева, им. Кирова, «Красный Урал», «Заря», в дальнейшем для этих целей был создан линейно-монтажный участок (ЛМУ).

Ежегодно проводилось обучение механизаторов, слесарей, шоферов для хозяйств района, в том числе при «Сельхозтехнике» работал филиал Ярославского СПТУ-3 (1970 и другие годы).

К 1965 году площадь Белокатайской МТМ увеличена почти в 1,5 раза. Здесь работают цеха: кузнечный, шлифовальный, жестяной, топливной аппаратуры, электрооборудования, аккумуляторный. Внедрен поточно — узловой метод ремонта. В 1967 году построена мастерская по ремонту автомобилей, расширены производственные мощности Белокатайской и Емашинской мастерских. В 1969 году организовано изготовление автомобильных кузовов, в следующем году открыта станция технического обслуживания автомобилей.

Ветераны МТС - РТС

На снимке: ветераны МТС - РТС.

К концу 1970-х в мастерских «Сельхозтехники» ежегодно ремонтировалось более 250 тракторов, 80 комбайнов, 120 автомашин. В 1978 году введено в строй действующих современное здание Белокатайской МТМ, в 1979 создана станция техобслуживания энергонасыщенных тракторов К-700 и Т-150 («Диагностика»), организовано их выездное обслуживание. В 1982 году построен гараж на 60 машин в Белокатайской МТМ, установлена радиосвязь с рядом хозяйств в целях повышения оперативности работы ремонтных бригад.

Выполнялся большой объем работ по обеспечению хозяйств минеральными удобрениями, вывозке на поле органических удобрений и известкованию кислых почв, чем занимался мехотряд объединения, на базе которого в 1980 году создано районное объединение «Селъхозхимия». Торговый отдел, занимавшийся поставками сельскохозяйственной техники, позднее преобразован в Агроснаб.

С 1979 года — районное производственное объединение по материально-техническому обеспечению сельского хозяйства (РПО Госкомсельхозтехники), с 1986 года — ремонтно-техническое предприятие (РТП).

В настоящее время РТП и Агроснаб вновь объединены в одно предприятие «Сельхозтехника».

Награждены: орденом Трудового Красного Знамени — управляющий А.Д.Худяков (1971, также медалью «За трудовую доблесть», 1966); орденами «Знак Почета» — шоферы И.И. Редреев (1986, также медалью «За трудовоеотличие», 1977), П.И. Усольцев (1971); орденом Трудовой Славы III степени — слесарь Н.И. Редреев (1978); медалями «За трудовую доблесть» — шофер Н.Ф.Ведерников (1981), заведующий мастерской И.И. Кетов (1977), газосварщик А.П.Несмеянов (1978), слесарь С.К.Черепанов (1975), кузнец Ф.М. Южанинов (1982); медалями «За трудовое отличие» — токарь В.М. Цепилова (1971), слесарь Л.С.Черепанов (1986).

 

География, природа, этнография, история

Кто он-лайн

Сейчас 1461 гостей онлайн