Главная Образование Образование

Образование

Индекс материала
Образование
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

История народного образования в Белокатайском крае берет свое начало в 1845 году с открытия школы в селе Ногуши. Система общеобразовательных учебных заведений начинает складываться во второй половине XIX века. Самыми распространенными учебными заведениями были народные училища, которые находились в ведении сельских обществ. Именно общество строило, а чаще всего подыскивало подходящее помещение, приобретало необходимые для учебы принадлежности, ходатайствовало перед уездной управой об открытии новой школы. Вот документ, хранящийся в Златоустовском филиале Челябинского госархива:

РАПОРТ

В Златоустовскую уездную земскую управу

Рапорт

Ногушинский сельский староста рапортует о готовности открыть народное училище в помещении крестьянина Назара Оплеснина. Приготовлены все учебные принадлежности, о чем Емашинское волостное правление имеет честь доложить.

Ногушинский староста: Стахеев
Волостной писарь: Двойнишников

Рапорт датирован 1884 годом, и речь в нем идет об училище в Карлыханово, которое в то время еще не было самостоятельным селом. Несколькими годами ранее (1876) открыта школа в Новом Белокатае.

Достаточно полные сведения о школах Емашинской волости имеются в «Ведомости о числе учащихся в народных училищах Златоустовского уезда, содержащихся земством за 1883-84 учебный год». В ней приводятся данные о пяти народных училищах, в которых занималось 205 учеников, что составляло 26,4 % от всех малолетних жителей этих сел в возрасте от 7 до 14 лет.

В Златоустовском уезде самым знаменитым являлось Утяшевское медресе, одно из крупнейших в Башкортостане, где в 1879 году занималось 50 учащихся.

Осенью 1886 года в Белянке открыто русско-башкирское училище, первым педагогом которого был И. Муртазин, башкир из Казанской губернии, окончивший Оренбургскую татарскую учительскую школу. В 1888-89 учебном году училище посещали 20 мальчиков и одна девочка (трое русских, остальные башкиры).

В других башкирских деревнях дети обычно учились при мечетях, преподаванием занимался мулла, азанча (например, в Новой Маскаре) или просто грамотный крестьянин (в Старой Маскаре).

В русских селеньях в конце XIX - начале XX веков складывается разветвленная сеть начальных школ, в большинстве которых имелось но 3 отделения (класса). Более крупные школы, в 4 отделения, были в Емашах и Новом Белокатае. Мальчики и девочки обучались вместе. Учебный год длился около семи месяцев. Так, в Новом Белокатае занятие начинались 2 октября и заканчивались 30 апреля, в Карантраве учились с 1 сентября по 28 апреля.

В начале XX века единственное училище Министерства народного просвещения было в Емашах (15 мальчиков и 4 девочки в 1908-09 учебном году). Большинство же учебных заведений края находились в ведении земства: Емашинское земское училище (98 мальчиков, 20 девочек), Верхне-Искушинское (11 и 2) и Нижне-Искушинское (20 и 5), Ногушинское первое (24 и 3), Ногушинское второе (61 и 13), Карлыхановское первое (20 и 9), Карлыхановское второе (45 и 10), Ново-Белокатайское (88 и 32), Старо-Белокатайское первое (70 и 12), Старо-Белокатайское второе (36 и 1), Шакарлинское (32 и 5), Карантравское (50 и 2), Комаровское (26 и 7), Левальское (10 и 4). Работали также 3 церковно-приходские школы: Емашинская (13 и 3), Соколовская (23 мальчика), Тардавская (26 и 6). Верхне-Левальская и Сосновская школы в 1908-09 учебном году не действовали.

Таким образом, в начале XX века, в основном усилиями местного земства, начиналось постепенное внедрение начального образования детей. Приобщение к грамоте взрослых проходило в форме народных чтений, проводимых по воскресным дням совместно с местным Комитетом попечительства о народной трезвости. Читались по преимуществу статьи религиозно-нравственного и исторического содержания, а также медицинского, из числа допущенных к прочтению в народных аудиториях.

Так, при Емашинском начальном училище народные чтения проводились каждый воскресный день, начиная с ноября и кончая мартом. Перед началом и по окончании чтений ученики под руководством учителя пели молитвы, а также исполняли народный гимн «Коль славен». Посетителей (взрослых) было от 20 до 150. К сожалению, отмечено в Отчете, «некоторое однообразие в выборе чтений и недостаток картин для «волшебного фонаря» заметно повлияло на уменьшение количества посетителей».

Представляет интерес следующий факт:

«Во второй половине 1900 года Его Превосходительство, Уфимский Губернатор Николай Модестович Богданович посетил следующие училища Златоустовского уезда: ...Емашинское, Ногушинское, Ново-Белокатайское, Карлыхановское. Так как учебные занятия еще не начались, то господином Губернатором осмотрены были училищные помещения, в некоторых училищах - бесплатные библиотеки».

В земских школах преподавались Закон Божий, арифметика, письмо и чтение. В качестве отдельного предмета вводилось и пение, которое было необходимо для привлечения учащихся в церковный хор. Как отмечено в «Отчете о состоянии русских народных училищ в Златоустовском уезде Уфимской губернии за 1900 год», «с особым успехом ведется обучение пению» в ряде училищ, в том числе Карлыхановском, Старо-Белокатайском.



 

География, природа, этнография, история

Кто он-лайн

Сейчас 1222 гостей онлайн