Главная Белокатайский край в конце XVIII - начале XX веков

Белокатайский край в конце XVIII - начале XX веков - Страница 4

Индекс материала
Белокатайский край в конце XVIII - начале XX веков
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы
Серьёзной проблемой для крестьянства оставался земельный вопрос.

Неопределенность в праве владения, неточные границы порождали конфликты и споры. Уже в июне 1813 года старшина Балакатайской волости Габайдулла Ишкинин жаловался, что русские крестьяне, невзирая на запрет полиции, «производят поныне в дачах их сенокошение и запашку земли». Русских крестьян не устраивал статус арендаторов.

Жители Емашей и Ногушей подавали прошения о признании их собственниками своей земли, предъявив подлинники договоров с башкирами. Дважды, в 1825 и 1852 годах, суды рассматривали этот вопрос. Указом Сената от 6 февраля 1852 года было решено признать за емашинцами право на вечное владение угодьями. Крестьяне Емашей и Ногушей по сословию считались так называемыми коренными собственниками. Эта особая, уникальная группа крестьян, которые ещё в крепостную эпоху по закону признавались полноправными частными собственниками, существовала только в трех восточных губерниях России - Оренбургской, Пермской и Вятской. Договора с башкирами 1788, 1816 годов и другие содержали условия обязательного продления их, невозможность отдачи этой земли кому-либо другому, то есть фактически она отдавалась в вечное владение.

Крестьяне сумели мирно договориться о границах. 5 мая 1875 года сход Большекущинской волости составил «миролюбивый приговор», утверждённый властями. А 18 мая 1876 года поверенный от крестьян Емашей Ефим Епифанович Черепанов и представитель кущинских башкир Х. Хасанов, «при обоюдном нашем согласии, нашли необходимым для указания ясности границ при отмежевании проданных предками, доверителей последнего Хасанова, (земли) ... составить сию полюбовную сказку по местам и урочищам впредь к спокойному и бесспорному и вечному нашему владению и по нас нашим наследникам».

Жители обоих Белокатаев тоже пытались добиться прав собственности на землю, но, в отличие от емашинцев, они не сохранили подлинных договоров. Сельский староста Водолеев в январе 1900 года обращался в Уфу с просьбой по поводу, «если возможно, отыскания документов о прежней покупке нашим обществом» земли. Белокатайцы не добились желаемого, оставались государственными крестьянами-припущенниками. В апреле 1855 года власти отмечали, что они «на право пользования Башкирскими землями крепостных актов не имеют; ибо выданные им от Башкир договора представляют лишь частные сделки заключенные на право пользования землёй из платежа оброка». И, как припущенники, они при размежевании Белокатайской дачи получили в 1858 году по 15 десятин на мужскую душу. Неоднократные прошения сельчан (1883, 1886, 1887, 1900 годов) были отклонены.

Тем временем состоялось размежевание (установление точных границ) башкирских земель. Сначала были отделены владения вотчинников и припущенников (в Белокатайской волости закончено в 1865 году). В начале XX века прошел второй этап размежевания. Если до этого жители всех башкирских деревень являлись собственниками всей территории родоплеменной волости, то теперь каждая деревня получала отдельную землю. Но в марте 1900 года в Уфе поверенный белокатайских башкир житель д. Апутово Рамазан Хажимратов заявил, что они не желают межеваться. Размежевание провели всё равно, и в мае 1901 года Сенат утвердил его результаты. В 1902 году башкиры трёх белокатайских деревень (Утяшево, Ураково, Апутово) получили документы на землю.

Еще ранее, в первой половине XIX века в крае возникает несколько новых башкирских селений - Новая Маскара, Перевозная, Апсалямово, Хайбатово, Есаулово.

К концу XIX века состав жителей крупнейших русских селений в целом оставался стабильным, хотя отдельные семьи изредка переезжали с места на место. Так, в 1870 году из Емашей в Леузы переселились десять семейств (Несмеяновы и другие), а в 1871 году в обратном направлении проследовали Григорий Матвеевич Медведев и Симеон Алексеевич Лавров с домочадцами.

Из отдельных хуторов образовано с. Карлыханово, появляются Искуш и окружающие его хутора, Соколки и другие деревни.

В русские сёла подселялись единичные семьи пришлых крестьян разных национальностей (татары, чуваши и прочие). В годы первой мировой войны в Старо - Белокатайскую волость было направлено значительное число так называемых гражданских пленных (подданных Германии и Австро-Венгрии, проживавших в 1914 году в России и высылавшихся на поселение во внутренние районы страны), а также беженцев украинцев, белорусов, латышей из занятых врагом прифронтовых губерний.

Обилие незаселённых земель в предгорьях Урала и окончание размежевания башкирских волостей привело к новой волне миграции русских крестьян, начавшейся в 1870-е годы. Основной поток переселенцев направился в земли белокатайских башкир.

Заселяются деревни Карантрав, Камара, Васелга, Шакарла, Тардавка, Сосновка, Левали и другие. В начале XX века, в годы столыпинской реформы, возникают поселки и хутора Сакаста, Вознесенский, Матвеевский и другие.

Среди башкирского населения Белокатайского края тоже происходили миграции, но в значительно меньших масштабах. В 1874 году 14 семей айдакаевцев (Саразетдин Баймухаметов и другие) обратились с просьбой «переселиться на устье речки Сандалашки, на которой предки наши, деды и прадеды, в летнюю пору кочевали на упомянутой речке». Сельский сход в Айдакаево 4 февраля того же года разрешил землякам переехать на новое место. Белокатайский край в конце XVIII - начале XX вековВыселок Сандалаш из четырёх дворов существовал уже около 1876 -1878 годов. Скоро нашлись новые желающие перебраться в уединённые лесные урочища. В 1884 году айдакаевский сход разрешил шести семьям заложить выселок Аушты. Причём из присутствовавших на сходе 45 домохозяев восемь человек подписались сами арабскими буквами (в их числе староста Мухамедсафа Сабагатулин), остальные поставили тамги.

У проживавших в среднем течении р. Большой Ик башкир-дуванцев земли было в достатке. Деревни Яныбаево и Медятово составляли единую Яныбаевскую общину. Лишь в 1912 году медятовцы отделились, образовав самостоятельное сельское общество. Деревня Мунасово входи­ла в Таишевское общество.

 



 

Комментарии 

 
0 # олег 27.01.2011 19:33
извините конечно но вы неправы отнасительноема шей и ногушей первыми оброзавались ногуши и только через20лет емаш и небыло никогда емашинской волости а была ногуинская иадрес унас был уфимская губерния златоустовский уезд НОГУШИНСКАЯ волость
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Александр 13.02.2011 18:47
Цитирую олег:
извините конечно но вы неправы отнасительноема шей и ногушей первыми оброзавались ногуши и только через20лет емаш и небыло никогда емашинской волости а была ногуинская иадрес унас был уфимская губерния златоустовский уезд НОГУШИНСКАЯ волость

Олег! А мы можем с вами пообщаться по электронной почте? Я из Питера.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Радик 29.10.2011 17:37
Как называлась деревня Медятово - Мидатово - ...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Алексей 30.10.2011 09:04
и к чему это?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

География, природа, этнография, история

Кто он-лайн

Сейчас 327 гостей онлайн